Главная / Статьи / Долг не повод для знакомства

Долг не повод для знакомства

Граждане, задолжавшие кредитным организациям, теперь в буквальном смысле могут спать спокойно. С 11 вечера до 7 утра их никто не побеспокоит. Но в остальное время, увы, за долги придется держать ответ. 

Такое положение содержится в Кодексе этических стандартов работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций. Вчера под ним подписались руководители крупнейших ассоциаций коллекторских агентств и микрофинансовых организаций (МФО).

После 7 утра уже можно напомнить о долге. Но делать это нужно корректно и уважительно. Агентство и МФО не могут использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью.

Увеличить инфографику

Исключаются даже угрозы причинения такого вреда. Агентство или МФО не должны унижать честь и достоинство должника.

Подчеркнем, что документ касается только задолженностей по микрокредитам (что называется, до зарплаты). Для больших кредитов аналогичный кодекс уже действует. Рынок микрокредитов в нашей стране стремительно растет. В прошлом году их взяли 1,7 миллиона человек. В этом году, по прогнозу ассоциации микрофинансовых организаций НП «МиР», таких заемщиков будет вдвое больше. При этом доля просроченных займов в этом секторе кредитования самая большая. В прошлом году она составляла 30 процентов, но сейчас снизилась до 15. Однако в абсолютном выражении сумма просрочки растет.

Как показало недавнее исследование Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), самыми ответственными заемщиками (по всем видам займов) являются женщины в возрасте от 50 лет с высшим образованием. Их меньше всего среди должников. А самая большая группа должников — это мужчины в возрасте 30-40 лет. Уровень образования очень сильно влияет на ответственность заемщика: среди должников только 19 процентов с высшим образованием. Еще один фактор — наличие поручителей. Должниками становятся всего 7,4 процента людей, имевших поручителя при оформлении кредита. И почти 93 процента должников получили кредиты без поручителя. Кроме того, как показало исследование, только треть должников проживает в городах-миллионниках, остальные — в более мелких населенных пунктах.

Как отмечают участники рынка, люди, берущие большие кредиты и микрокредиты до зарплаты, заметно отличаются друг от друга. У последних значительно ниже и доходы, и уровень финансовой грамотности. Первый вопрос, который они задают при возникновении проблем с погашением: откуда такая сумма? По словам Михаила Мамуты, председателя совета НП «МиР», Кодекс этических стандартов в первую очередь защитит права заемщиков, позволит своевременно донести до людей достоверную информацию о их кредите, размере и структуре задолженности, способах ее погашения.

Кодекс готовился при участии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Там считают документ чрезвычайно важным, особенно в условиях отсутствия закона о коллекторских агентствах и обязательном участии таких агентств и МФО в саморегулируемых организациях. Как сообщила заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, в прошлом году 22 процента всех жалоб граждан по вопросам микрокредитования были в адрес коллекторских агентств. Эта цифра не растет, но и не уменьшается. По мнению Юлии Бондаревой, граждане должны знать, кто присоединился к Кодексу, чтобы правильно выбрать микрофинансовую организацию. По ее словам, количество жалоб на компании, входящие в НАПКА, в разы меньше, чем на компании, работающие на нерегулируемом рынке.

На данном этапе положения Кодекса имеют для микрофинансовых организаций и коллекторских агентств, даже входящих в официальные саморегулируемые организации, только рекомендательный характер. Однако когда вступит в силу законодательство об обязательности саморегулирования в этой области, Кодекс будет согласован и утвержден мегарегулятором. И тогда он станет обязательным для всех участников рынка. Предполагается, что к концу этого года необходимые законы будут приняты.

Закрыть

Написать руководству компании

Возникли проблемы, вопросы или пожелания? Напишите! Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания клиентов, ваш отзыв очень важен для нас!

С уважением, Ваш ФИНАНС ИНВЕСТ.

Закрыть

Регистрация на всероссийскую онлайн конференцию

Зарегистрироваться на событие «Как легко начать успешный и прибыльный бизнес в сфере финансовых услуг»