Перевод сомнительный

Под видом сотрудников систем денежных переводов и под предлогом отладки технических сбоев мошенники выводят из банков миллионы рублей. Найти их достаточно трудно, в том числе из-за нежелания банкиров обращаться в правоохранительные органы. Ведь огласка ситуации с мошенничеством в банке сопряжена для него с репутационными рисками, ущерб от которых может быть больше.

Как рассказали «Ъ» несколько банкиров, на рынке денежных переводов распространяется новый вид мошенничества. По словам сотрудника службы безопасности одного из банков, попросившего об анонимности, схема хищения средств такова: мошенники звонят в отделение банка, представляются техническими сотрудниками системы денежных переводов, с которой этот банк работает, и и просят сделать тестовый перевод на большую сумму, мотивируя это желанием устранить технические сбои — например, задвоение переводов, ошибки округления для больших сумм и т. п. При этом для проверки прохождения перевода они просят назвать контрольный номер, зная который можно получить средства. Обычно первая тестовая попытка оказывается «неудачной», а ее повтор увеличивает сумму хищения, рассказывают собеседники «Ъ». «Размер перевода обычно составляет 500 тыс. руб., затем деньги обналичиваются, и уже через 10-20 минут после операции установить личность мошенника практически невозможно»,— уточнил один из них.

Оценить масштаб проблемы пока невозможно. Банки из топ-10 в официальных ответах на запрос «Ъ» утверждают, что о ней не слышали. «Мы с подобными случаями мошенничества не сталкивались,— ответили в пресс-службе Банка Москвы.— Проведение платежей в нашей системе происходит с обязательным контролем, который не позволяет осуществить перевод денежных средств по телефонному звонку». «Центр обслуживания вызовов Альфа-банка никогда не осуществлял внешних переводов ни на какие счета ни при каких обстоятельствах»,— отметили в пресс-службе. Не было подобных случаев также в Сбербанке и Россельхозбанке, указывают там. В ряде крупных банков отвечать на вопрос не стали, сославшись на требования безопасности. Впрочем, в неформальной беседе банкиры были более откровенны. «Это действительно случается во многих крупных банках с большим количеством отделений,— отмечает глава отдела розничных платежей банка из топ-100.— Подход мошенников говорит о том, что они знакомы с особенностями систем денежных переводов, не исключено, что они работали в этой среде».

Проблему признают и системы денежных переводов. «Мы даже анализировали эту схему мошенничества на предмет того, могут ли в ней участвовать сотрудники системы или банка, но, похоже, это не так,— рассказывают в одной из крупных платежных систем на условиях анонимности.— Как правило, эти мошенничества совершаются на этапе отладки работы банка с системой. В этот период сотрудники банка, участвовавшие в различных тестовых операциях, не проявляют подозрительности». В системе переводов «Золотая корона» уточнили, что уже начали проводить разъяснительную работу с сотрудниками банков-партнеров. «Мы постоянно предупреждаем партнеров о новых мошеннических схемах, но, к сожалению, преступники постоянно меняют тактику, чтобы обойти меры контроля и защиты»,— отметили в Western Union.

В Банке России жалоб от банкиров на новый вид мошенничества пока не получали, однако не исключают существования проблемы. Но, как указывает директор департамента регулирования расчетов ЦБ Роман Прохоров, вопрос тут к самому банку: как он выстроил систему внутреннего контроля и обучение сотрудников. «Банк может довести информацию до всех отделений, однако в силу человеческого фактора это не гарантирует 100-процентную защиту»,— отмечает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка (вопрос о наличии подобных прецедентов в нем не комментируют) Иван Пятков. «В данном случае потери несет банк, а не клиент, поэтому бороться с проблемой и как — его внутреннее дело»,— добавляет партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. При этом обращение в правоохранительные органы, которое было бы более эффективным, сопряжено для банка с репутационными рисками, поскольку может сделать проблему слабого внутреннего контроля в нем предметом публичного обсуждения, заключает он.

Ольга Ъ-Шестопал

Закрыть

Написать руководству компании

Возникли проблемы, вопросы или пожелания? Напишите! Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания клиентов, ваш отзыв очень важен для нас!

С уважением, Артем Ткачёв.

 

Имя/Компания *

E-mail *

Ваше сообщение *

Код с картинки: captcha

Закрыть

Регистрация на всероссийскую онлайн конференцию

Зарегистрироваться на событие «Как легко начать успешный и прибыльный бизнес в сфере финансовых услуг»