Главная / Статьи / ПО МЕЛОЧИ

ПО МЕЛОЧИ

Ставки микрокредитования в России — одни из самых высоких в мире. Но, несмотря на это, микрофинансирование развивается быстр
ее, чем другие сектора финансового рынка. В чем феномен займа по-русски?

В прошлом году по темпу роста рынок микрофинансирования в России, достигнув размера в 32 млрд рублей, обогнал-таки банковское кредитование — разница в увеличении объемов портфелей составила 7% (28 и 35 процентов соответственно).

Число игроков растет, недавно они объединились в НК «Микрофинансирование и развитие», учредителем которого выступила компания «Домашние деньги». На сегодня — это крупнейшая дискуссионная площадка микрофинансирования в России, на которой обсуждаются законодательные инициативы, формируются стандарты для работы микрофинансовых организаций, выявляются и решаются актуальные проблемы, связанные с этапом формирования микрофинансового рынка в России.

Компании, входящие в состав партнерства, формируют 50% микрофинансового рынка. В государственный реестр МФО входит около 2000 организаций, это те, кто решил играть «по правилам». При этом 90% этих компаний сосредоточено в регионах — там, где значительно затруднен доступ к финансовым услугам банков.

Могут ли МФО составить прямую конкуренцию банкам? Важная тенденция развития рынка микрофинансирования — рост специализации МФО на клиентских группах, традиционно не входящих в зону интересов банков. НАУМИР совместно с Национальным бюро кредитных историй провели исследование, которое показало, что в настоящее время лишь 52% заемщиков одновременно с обращением за кредитом в МФО запрашивают кредит в банке, при этом доля получающих его и там, и там, еще менее значительна. «Таким образом, в разрезе обеспечения российского общества кредитными услугами можно утверждать о дополнении микрофинансовым предложением банковского», — отмечает Мамута.

В государственный реестр МФО входит около 2000 организаций, это те, кто решил играть «по правилам».

Кроме того, как отмечает эксперт, основные клиенты микрофинансовых организаций — это люди, не имеющие доступ ни к кредитам, ни к другим базовым финансовым услугам, потому что банковская инфраструктура в их регионе или районе слаборазвита, либо отсутствует, либо эти граждане выпадают из банковской модели, потому что не прошли скоринг по тем или иным параметрам. Таких граждан в России порядка 25 млн. «Однако, при всей лояльности МФО к клиентам по сравнению с банками, получить займ в МФО может не каждый. Во всех организациях существуют свои критерии отбора, в том числе скоринговые системы оценки заемщиков. Например, в компании «ФИНОТДЕЛ» процент одобрения выдачи займа против оставленной заявки составляет 25 — 30%», — отмечает Екатерина Сидорова, генеральный директор компании «Финотдел»

В основном клиентов микрофинансовых компаний привлекают простота и скорость получения микрокредитов (это отмечают 68% заемщиков «Финотдела»), а также более демократичные, по сравнению с банковскими, условия по обеспечению займов (42%).

«В области предоставления финансовых средств малому и среднему бизнесу банки и МФО никогда не были конкурентами. Банки предпочитают «снимать сливки», не опускаясь до нижнего сегмента — микробизнеса, для них малый бизнес — это клиент с потребностью 5 — 20 млн рублей», — отмечает Екатерина Сидорова. МФО же предоставляют займы до миллиона рублей. И это не говоря уже о разнице в подходах к оценке заемщика и требуемому обеспечению. Банкам нужны компании, предоставляющие в залог акции-недвижимость-имущество-оборудование, ни один год существующие на рынке и способные официально подтвердить финансовую отчетность. «А кто же поможет индивидуальному предпринимателю, ведущему отчетность в клетчатой тетради и подвозящему товар к палатке на рынке на стареньких «жигулях»? В этом случае никак не обойтись без МФО, которые, в отличие от банков, не обременены структурной громоздкостью и жесткими бюрократическими ограничениями», — говорит Сидорова.

Наиболее эффективным решением может стать объединение банков как поставщиков кредитных ресурсов, которых не хватает микрофинансовым организациям, и самих МФО как их проводников до малого бизнеса. По словам Екатерины Сидоровой, несмотря на то, что большинство крупных банков активно расширяют региональную сеть, до небольших городов и населенных пунктов они просто не добираются. Эксперты Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка оценивают ежегодную потребность в микрокредитах примерно в 320 млрд рублей. Рынок МФО в России был создан специально для того, чтобы восполнить этот пробел.

основные клиенты микрофинансовых организаций — это люди, не имеющие доступ ни к кредитам, ни к другим базовым финансовым услугам

«Конечно, определенная пограничная конкуренция между банками и МФО возможна, но это идет только на благо потребителю. Получается, что основной конкурент МФО — совсем не банки, а неформальные и даже нелегальные кредиторы. И в этом смысле МФО скорее помогают банкам «вытаскивать» заемщиков из тени на свет, и соответственно, бороться с черным рынком кредитования», — говорит Мамута.

Самый дорогой сектор микрофинансирования — «Займы до зарплаты» или Pay Day Loans PDL — предполагает предоставление сверхмалых (несколько тысяч рублей или сотен долларов) и сверхкоротких (несколько дней) займов. «По целям использования это ближе всего к наличному аналогу кредитной карты», — отмечает Мамута. Этот рынок в мире стал особенно быстро развиваться во время кризиса 2008 — 2009 годов, и сегодня в США измеряется, например, суммой в $40 млрд (для сравнения в России — всего 4 млрд рублей). В Англии такие «займы до зарплаты» более или менее регулярно используют около 4 млн семей.

«При этом важно понимать существенную разницу между PDL и микрокредитованием в целом как займом на развитие предпринимателя или потребителя, направленном на повышение уровня жизни», — отмечает Мамута. Так, средневзвешенная ставка по таким кредитам на 1.07.12 в России составляла около 26,3% годовых, что с учетом рисков начинающего бизнеса вполне адекватно. В то же время займы до зарплаты значительно дороже, чем кредиты или микрозаймы (стоят они везде почти одинаково — (1 — 2% в день), в России — это 360 — 760% годовых, в США — 200 — 500% в год. Согласитесь, это небольшая разница с учетом разного уровня инфляции. Срок кредита законом не органичен — оставлен на усмотрение МФО, согласно закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» есть ограничения только верхней планки микрокредита — до 1 000 000 рублей.

По словам Михаила Мамуты, во многих странах мира сегодня идет дискуссия — что делать с такими займами? «С одной стороны, запретить их тяжело, да и нелогично, так как они востребованы определенными группами населения, и официальный запрет будет означать лишь переход этого сектора в теневой сегмент. С другой, специфика такого кредитования не позволяет делать займы до зарплаты сопоставимыми по цене с потребительскими кредитами, если только не субсидировать их за счет других доходов. В итоге это непростая дилемма, поскольку высокая процентная ставка всегда вызывает много вопросов», — отмечает эксперт.

Ожидаемый объем рынка микрофинансирования на конец 2012 года оценивается в 45 — 50 млрд рублей

Один из наиболее активно развивающихся в России микрофинансовых проектов — «Домашние деньги», представленный сейчас уже в 47 регионах России. Но еще буквально пять лет назад, о существовании бренда «Домашние деньги» знали единицы. «Сама отрасль фактически существовала на уровне идеи. Идеи, которую нам удалось развить в инвестиционно привлекательный и ежегодно растущий в троекратном размере бизнес», — отмечает Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». Одними из первых «Домашние деньги» получили рейтинг надежности уровня «А+», в числе первых присоединились к системе финансового омбудсмена, более того, стали первой МФО, вышедшей на публичный рынок заимствований.

Уникальность бизнес-модели компании, по словам Бахвалова, заключается в работе по принципу агентской сети с выдачей займа клиенту на дому. «Построение сети происходит по заложенному в самой бизнес-модели принципу — клиент и агент являются представителями одной целевой аудитории. Это позволяет агентам не просто легко находить контакт с клиентами, но и привлекать самых добропорядочных из них в качестве сотрудников. Более того, менеджеры материально мотивированы на наращивание собственной базы и выдачу займов именно надежным личностям. Снизить дефолтность компании удалось благодаря системе погашения займов раз в неделю. «В связи с этим нам в четыре раза быстрее удается определить дефолтность по займам, и соответственно, значительно раньше предпринять какие-то меры по предотвращению неплатежей. Проще говоря, за то время, что банки ожидают первого платежа от клиента, мы уже делаем выводы о его платежеспособности», — отмечает Бахвалов.

Другая МФО — ООО «Семейные Деньги» — сделала ставку на повышение финансовой грамотности населения (компания является участником Всероссийской программы). «Сегодня надо обратить внимание на уровень финансовой грамотности и платежную дисциплину граждан. Важно вести эффективную работу по их повышению. Это поможет сделать более доступным микрокредитование в России», — говорит заместитель генерального директора ООО «Семейные Деньги» Сергей Афанасьев. Кроме того, по мнению эксперта, необходима социальная составляющая, на которую «Семейные деньги» обращают особое внимание, например, выдача займов на льготных условиях, выдача беспроцентных займов отдельным категориям граждан. «Не нужно забывать, что основная задача микрофинансирования заключается в помощи малообеспеченным гражданам, тем самым — в улучшении экономической ситуации в стране», — отмечает Афанасьев.

 

Переломным событием на российском микрофинансовом рынке стало принятие в 2011 году ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Именно тогда произошла профессионализация рынка, и микрофинансирование вышло на принципиально новый, прозрачный и регулируемый уровень. «Теперь рынок работает в правовом поле по своим правилам и стандартам деятельности, включая вопросы защиты прав потребителей. Однако сделан только первый шаг, регулирование микрофинансовой деятельности будет развиваться и дальше, обеспечивая дальнейшее развитие рынка в интересах потребителей микрофинансовых услуг», — отмечает Мамута.

Возможно, произошедшие законодательные изменения позволят рынку перейти на новый, более качественный, уровень, не теряя при этом объемы. Кстати, по прогнозам НАУМИР, за 2012 — 2013 годы организации сектора способны удвоить объемы выдачи займов малому бизнесу и физлицам. Ожидаемый объем рынка микрофинансирования на конец 2012 года оценивается в 45 — 50 млрд рублей с учетом кредитных кооперативов, рынок «займов до зарплаты» — в 4 — 7 млрд рублей.

Источник: http://world-economic.com

Закрыть

Написать руководству компании

Возникли проблемы, вопросы или пожелания? Напишите! Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания клиентов, ваш отзыв очень важен для нас!

С уважением, Артем Ткачёв.

Имя/Компания *

E-mail *

Ваше сообщение *


Закрыть

Регистрация на всероссийскую онлайн конференцию

Зарегистрироваться на событие «Как легко начать успешный и прибыльный бизнес в сфере финансовых услуг»

Закрыть

Хотите оперативно
получать новости об
акциях нашей
компании?

Форма подписки