Протянуть до зарплаты

Популярность микрокредитов растет с каждым днем. Способствуют этому два фактора: стремительно растет число микрофинансовых организаций и параллельно уменьшается стоимость займа. Кто является главным клиентом микрофинансистов и велика ли доля невозврата?

Еще совсем недавно слово «микрокредит» в первую очередь ассоциировалось с макроставкой. В принципе высокие проценты по микроссудам остались и сейчас, но все же ощутимо снизились — в среднем с 2% в день до 3-4% в неделю.

Не последнюю роль в этом сыграла конкуренция. Микрофинансовые организации появляются, как грибы после дождя, и в прошлом году количество МФО превысило даже число банков. По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», наибольшее число микрофинансовых компаний наблюдается в Москве, Татарстане, Ростовской области.

К услугам микрофинансистов прибегают самые различные слои населения. Это могут быть и мелкие предприниматели, которым нужны небольшие суммы для пополнения оборотных средств, покрытия кассовых разрывов, а могут быть бюджетники, пенсионеры, пытающиеся дотянуть до зарплаты, пенсии. «Относительно мало среди пользователей услугами МФО молодежи. Все – таки основные потребители услуг – среднее и старшее поколение», — говорит в интервью Банк.ru президент УК «Центр Микрофинансирования» Павел Сигал.

Если судить по уровню дохода, то, по словам специалистов, за микрозаймами обращаются в основном люди со средним и ниже среднего уровнем заработка.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед микрофинансовыми организациями, является вопрос невозврата кредитов. «Секвойя Кредит Консолидейшн», проанализировав статистические данные, составила портрет должника по микрозаймам. Как правило, это 37-летняя замужняя женщина, либо 38-летний женатый мужчина. Со средним или средне-специальным образованием, со средней суммой долга в 23 тыс. рублей и сроком просрочки 7 месяцев.

«У большинства МФО просрочка, невозвраты по займам, составляет 20-25%, у многих доходит и до 60%. Необходимо приложить огромные усилия для снижения просрочки. Например, наша компания за последние несколько лет сумела снизить уровень просрочки по всем займам до 2-6%», — отметил президент УК «Центр Микрофинансирования» Павел Сигал.

Просрочка на рынке микрозаймов, по словам специалистов, значительная, однако, учитывая большие проценты, под которые выдаются займы – компании все равно могут успешно работать и выдавать займы. Работа с должниками в основном ведется традиционными методами. Это и судебная практика и работа с клиентом по долгу, взыскание имущества, если это предусмотрено по договору займа.

Микрофинансисты активно привлекают к работе коллекторов. Объем переданных коллекторам долгов МФО в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, вырос в 7,8 раз. Микрофинансовые организации все чаще передают коллекторам достаочно «молодую» задолженность со сроком просрочки до 5 месяцев.

Что же касается возможной конкуренции с банками, то тут, как отмечают эксперты, дороги не пересекаются. «МФО не стремятся конкурировать с банковским сектором, у нас принципиально другая модель бизнеса. И в силу высоких рисков средняя ставка по рынку в ближайшее время вряд ли будет снижаться, ведь именно за счет ставки эти риски компенсируются наиболее эффективно», — рассказал Банк.ru главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

Аналогичного мнения придерживается и президент УК «Центр Микрофинансирования» Павел Сигал. «Есть заемщики, которые берут деньги только у МФО и никогда не будут брать у банков, есть заемщики, которым банки никогда не дадут кредит, а есть ряд заемщиков, которым выдают и банки и МФО», — заключил он.

Алексей КИЛИЧЕВ

Закрыть

Написать руководству компании

Возникли проблемы, вопросы или пожелания? Напишите! Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания клиентов, ваш отзыв очень важен для нас!

С уважением, Артем Ткачёв.

Имя/Компания *

E-mail *

Ваше сообщение *


Закрыть

Регистрация на всероссийскую онлайн конференцию

Зарегистрироваться на событие «Как легко начать успешный и прибыльный бизнес в сфере финансовых услуг»