Главная / Статьи / Пять признаков недобросовестных торгов
Пять признаков недобросовестных торгов
Гендиректор «Единой электронной торговой площадки» о методах распила госбюджета
Российский рынок электронных торгов в сегменте B2G демонстрирует уверенный рост. Общая стоимость сделок, проведенных госзаказчиками на уполномоченных к размещению госзаказа интернет-площадках за 2011 год, превысила планку в 5 трлн рублей. Объем закупок непрерывно растет, а успешная практика электронных торгов была перенята госкорпорациями на законодательном уровне в рамках 223-ФЗ.
По данным аналитического центра ОАО «ЕЭТП», переход на электронную форму закупок в среднем экономит госзаказчикам около 300 млрд бюджетных рублей в год, способствуя перераспределению денежных средств в среде крупных холдингов, малого и среднего предпринимательства. Однако ни комфортные условия проведения электронных торгов для госзаказчиков, ни практически абсолютная прозрачность процесса торгов пока не способны полностью искоренить коррупцию среди чиновников. Даже жесткие меры, предусмотренные законодательством, и жалобы в вышестоящие инстанции на противоправные действия не пресекают перехода денежных средств из российского бюджета в частные руки. Сохранить госбюджет и разобраться в запутанных коррупционных схемах помогут пять признаков нелегитимных торгов:
Необоснованно короткие сроки
Любая работа, от покраски забора до разработки полупроводниковой микросхемы, помимо существенных материальных затрат требует, в первую очередь, времени. Если в заявленный временной промежуток уложиться невозможно, то торговую процедуру можно смело отнести к числу подозрительных. Хорошим примером может послужить, скажем, крупный объект, сдача в эксплуатацию которого заявлена в течение 20-30 рабочих дней, а на его строительство по объективным подсчетам требуется 1-2 года. Такой схемой чаще всего пользуются в тех случаях, когда оформление документации и размещение лота происходит после того, как «свой» подрядчик начал строить объект.
Формирование сложных лотов
Механизм опирается на разумное требование действующего федерального законодательства, согласно которому при оформлении аукционной документации допускается указание детальных требований к заказываемому товару или услуге. Заказчик может приводить любые параметры эквивалентности необходимого товара и услуг, и здесь он ограничен исключительно здравым смыслом. В результате появляется возможность, при которой госзаказчик перечисляет излишнее количество требований к поставляемому товару или услуге, тем самым преднамеренно создавая поставщику сложности для понимания того, что именно необходимо сделать или поставить.
Укрупнение лота
Принцип «совместить несовместимое» действует в случае, если заказчик объединил различные виды работ или поставки различных товаров в один лот. К примеру, согласно требованиям заказчика поставщик должен произвести поставку музыкальных инструментов с компьютерным оборудованием. Эта уловка имеет двойной негативный эффект, поскольку здесь возможно не только исполнение госзаказа по завышенной цене, но и некачественное исполнение обязательств подрядчиком, так как в данном случае существенно ограничивается участие профильных организаций в пользу некачественных универсалов. Другой стороной этой уловки являются случаи, когда коррупционеры прибегают к формированию особо крупных лотов на большие суммы. В этом случае их действия направлены в первую очередь против представителей малого или среднего предпринимательства, не способных исполнить такой контракт.
Техзадание под конкретного поставщика
В целом механизм действий коррупционера здесь основан на совмещении логики признаков №2 и №3, так как в данном случае техническое задание в составе аукционной документации составляется таким образом, что требования, приведенные в документации, может исполнить один-единственный заранее выбранный («свой») поставщик. Очень часто «заточка» производится на конкретного производителя оборудования или товара, определенную марку или бренд, который может эксклюзивно поставить только одна компания. Среди прочих эта коррупционная уловка встречается не так часто, так как требует довольно серьезной подготовки и квалицированного подхода, на что, по-видимому, у коррупционеров не хватает ни времени, ни сил.
Ограничение на размещение субподрядов
Алгоритм действий недобросовестного заказчика здесь основан на требовании того, что совсем не нужно и может быть выполнено в рамках другого госконтракта. Например, заказчик формирует лот таким образом, что помимо строительных работ в него включаются работы по утилизации ТБО, противопожарные и другие работы, для выполнения которых требуется получение дополнительных лицензии и СРО. В этом случае большинству добросовестных поставщиков без размещения субподряда не обойтись, но так как в условиях конкурса указано, что все работы должны быть выполнены одной компанией, то круг участников торговой процедуры вне зависимости от их желания сокращается до минимума.
Конечно, вышеуказанный перечень признаков коррупционных торгов, к сожалению, не является исчерпывающим. В целом семь лет практики применения 94-ФЗ во многом положительно повлияли на сферу размещения госзаказа, поскольку помимо снижения стоимости госзакупок, экономии бюджетных средств закон позволил обществу в реальном времени осуществлять контроль за материальным обеспечением госорганов, и, как следствие, массовой закупке «золотых унитазов» и других предметов роскоши пришел конец, а коррупционный «градус» в рядах чиновничества был значительно снижен.
В целом редко встречаются подозрительные торги только с одним из вышеперечисленных признаков. Чаще всего недобросовестные заказчики, желающие отсеять ненужных им поставщиков, комбинируют сразу несколько способов.