Главная / Статьи / Пятна истории
Пятна истории
Кризис 2008-2009 выбил из колеи многих россиян: кто-то потерял работу, кому-то сократили зарплату. Все это негативно сказалось на выплатах по кредитам и многие заемщики испортили свою кредитную историю. Так что же с ними происходит сейчас, могут ли они сегодня брать в долг?
Член правления банка DeltaCredit Денис Ковалев отметил, что можно выделить клиентов, которые столкнулись с временными трудностями во время кризиса, но не потеряли контакт с банком, обратились за помощью. Многие из таких заемщиков воспользовались программами реструктуризации и успешно вышли из данной ситуации, не ухудшив свою кредитную историю.
Руководитель отдела кредитования частных лиц РОСАВТОБАНКа Елена Тартынская добавила, что в период кризиса единичные просрочки были, однако банк просил вовремя информировать о возможных проблемах. В итоге по факту – банк просто договаривался о новых сроках и формах, периодах выплаты кредита, даже не перекредитовывая, и уже, тем более, не обращаясь в суд и другие инстанции. В итоге почти ни с кем договор не был разорван из-за подобных проблем и никому из-за этого не ставили «черную метку» в кредитной истории.
Директор департамента продаж и продуктов РОСГОССТРАХ БАНКА Вилен Ли прокомментировал, что в сложных ситуациях банк всегда советует клиентам аргументировать свое поведение, например, представить подтверждающие документы. Каждый случай рассматривается индивидуально, а варианты дальнейших выплат предлагаются с учетом возможностей клиента. Например, погашение всей имеющейся просрочки по кредитам. Если денег на погашение нет, то реструктуризацию кредита. Оба варианта помогают реабилитировать себя перед банком и в дальнейшем пользоваться кредитными услугами без ограничений.
Те заемщики, которые не исполняли свои обязательства, и особенно те из них, которые не выходили на контакт с кредиторами, сегодня столкнулись со сложностями при получении кредитов. Однако ряд банков внедрили кредитную амнистию и анализируют кредитную историю только за последние несколько лет. Кредитная политика некоторых банков не запрещает выдачи кредитов заемщикам с отрицательной кредитной историей, в таком случае кредитные организации могут потребовать повышенное обеспечение или использовать повышенные процентные ставки. После успешного исполнения новых обязательств такие заемщики снова становятся желанными клиентами для многих банков.
У некоторых заемщиков кредитная история была испорчена из-за ошибок. Так замначальника управления безопасности ОАО «ВУЗ-банк» Наталья Шитова отметила, что с 2011 года по настоящее время было внесено изменений в 325 кредитных историй. Ошибка была одна и та же – слияние данных о кредитах у однофамильцев, то есть совпадала фамилия, имя и отчество. Не повезло Петровым, Ивановым, Кузнецовым, Борисовым, Якушевым, Орловым, Патрушевым и другим клиентам. Чаще всего к порядочным клиентам присоединялись данные просрочников.
Начальник управления методологии кредитных и операционных рисков ОТП Банка Александр Петров отметил, что заемщикам, которые уже нарушили условия по выплатам, но хотят их улучшить, можно посоветовать следующее: во-первых, не выходить в просрочку по другим открытым кредитам и обязательно закрыть текущий или просроченный кредит; во-вторых, исключить частые обращения в кредитные организации за кредитом без намерений взять его; в-третьих, не держать большого (близкого к максимальному лимиту) непогашенного баланса по кредитным картам.