Главная / Статьи / Заемщик уже не тот
Заемщик уже не тот
Платежеспособность россиян стремительно падает. Если 2-3 года назад первые просрочки по кредиту у россиян появлялись через 8 месяцев после получения займа, то сегодня проблемы уже начинаются через 4 месяца.
Еще в конце прошлого года многие банкиры почувствовав резкое снижение качества заемщиков, бросились переписывать стратегии развития. Теперь вместо кредитов наличными они стараются выдавать ипотеку, а вместо заемщиков с улицы отдают предпочтение зарплатным клиентам.
Чутье их не подвело. По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», только за 4 месяца 2014 года просроченная задолженность по кредитам выросла на 17%. Для сравнения, например, в 2011 году за первые 4 месяца просрочка выросла на скромные 1,9%.
«Действительно, многие эксперты сейчас говорят о росте объемов проблемных кредитов и ухудшении платежеспособности заемщиков. Россиян, ежемесячно отдающих банкирам свыше 50% от суммы своего дохода, становится все больше», — отмечает начальник Управления кредитования физических лиц банка «ГЛОБЭКС» Александр Галкин.
Специалисты называют несколько причин ухудшения ситуации. Во-первых, снизились доходы населения. После оплаты товаров первой необходимости у граждан остается меньше средств на выплату займов.
Во-вторых, сохраняется высокая закредитованность граждан. Сегодня в среднем на семью может приходиться 5 кредитов и более. Люди просто не знают, где взять столько денег, чтобы платить набегающие проценты по всем займам.
Самое интересное, что даже коллекторы не в силах добиться от россиян возврата просроченных долгов. Как отмечают эксперты, из-за ухудшения платежеспособности граждан коллекторам стало намного сложнее работать с долгами, в результате чего их эффективность стала снижаться. Многие коллекторские агентства даже стали просить у банков доплату за возврат к прежней норме эффективности взыскания.
Должники тем временем пытаются закрыть свои долговые бреши новыми займами, однако банки все чаще встают в глухую оборону. В банке «ТРАСТ» рассказали, что регулярно проводят мониторинг поведения заемщиков с плохими кредитными историями для определения потенциально хороших заемщиков. «Клиенты, имевшие ранее многомесячные просрочки, склонны к халатному обслуживанию кредитов в дальнейшем. Поэтому на текущий момент ТРАСТ не работает массово с категорией заемщиков, имевших ранее многомесячные просрочки», — поясняют в банке.